О.Н.Гринбаум Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении

главная страница  содержание

предыдущая страница  следующая страница


Во многом сходный характер кривых, представленных на рис. 3, а, демонстрирует не только близость количественных показа­телей в левой и правой частях графиков Е.Баратынского и А.Пушкина, но и их резко выраженную качествен­ную асимметрию в центральной части: если у Пушкина среди 320 гармонических[1] строф (что составляет 88,3% всех строф романа) насчитывается 221 золотая строфа (61,0% всех строф), то у Е.Баратынского картина иная – в поэме «Бал» золотые строфы составляют 34,8%, а гармонические – 76,1% (16  и 35 строф соответственно). Для большей наглядности те же данные, а также данные по «Университетской поэме» В.Набокова представ­лены на рис. 4 в относи­тель­ных единицах.

Итак, абсолютные и относительные значения рит­мико-гармо­ни­ческих парамет­ров указыва­ют на то обстоятельство, что удельный вес золотых «Онегинских строф» в романе А.Пушкина является макси­маль­­ным; этот факт с формальных позиций под­твер­­ж­дает эстети­ческое совершенство ритмики романа «Евгений Онегин». Вопрос же о неко­то­ром противоре­чии между не слишком убеди­тельным уровнем рит­ми­ко-гармонической точности поэ­мы «Бал» и высокой пушкинской оценкой[2] это­го произве­де­ния требует пояснений.

Относительная не­од­­но­род­ность речи (в функционально-стилисти­чес­ком плане) максимальна именно в поэме Е.Баратын­ского: в этом произведении ровно полови­на всех строф относит­ся к строфам неавторской (чужой) речи (табл. 9). Для срав­не­ния отметим, что число полных строф неавторской речи в романе «Евгений Онегин» чуть более 20%, а в поэме М.Лермонтова их менее 19%. Сущест­вен­ным явля­ет­ся и тот факт, что ритмико-гармо­ническая точность строф автор­ской речи в произведениях всех поэтов (за исключением строфы В.Набокова) выше, чем в строфах чужой речи; этот факт не вызывает удивления, поскольку в диалогах и монологах автор описывает собы­тия и представляет героев посредством их собст­венной речи (быстрой или медлитель­ной, гневной или устало-безразличной, грубоватой или изысканно-вежливой и т.д.), что не может не отражаться на уровне ритмико-гармонической точности таких строф.


 


Сказанное в полной мере относится к произведению Е.Баратынского, в котором ритмико-гармоничес­кая точность строф авторской речи практически равна единице (t = 0,98), тогда как для строф чужой речи t = 0,80; те же строфы поэмы «Бал», которые А.Пушкин выделял особо (гармоническая строфа «Но как влекла к себе всесильно…» и золотая строфа «Как в близких сердцу разговорах…»), имеют величины t, равные 1,0 и 15,0 соответст­венно. Одина­ко­вый объем строф автор­ской и чужой речи поэмы «Бал» позволяет легко заметить разницу в их ритмико-гармони­чес­кой дистрибуции (см. рис. 5), а именно увеличе­ние доли тяжелых[3] (в ритмико-гармоническом отношении) строф неавтор­ской речи (среднее значение тонического объема строфы чужой речи Т = 45,70) в противоположность более легкому (Т = 44,30) и стремительному ритми­чес­кому движению в строфах автор­ской речи Е.Баратынского. Та же тенденция имеет место в романе А.Пушки­на, а также в произведениях М.Лермонтова, И.Северя­ни­на, Вяч.Иванова и В.Набокова.

В табл. 10 представ­лены детальные данные по каждо­му из се­ми произве­де­ний, написанных «Онегинской стро­фой», а именно: общее коли­чество всех строф (ВР) и их тоничес­кий объем, а также количество строф и тонический объем для каждого произ­ве­дения по типам речи – авторской (АР) и чужой речи (ЧР).

Ритмико-гармоничес­кая точность строф чужой речи в «Универ­ситетской поэме» В.Набокова оказалась выше, чем в строфах автор­ской речи, что является исключением среди других произве­дений, написанных «Онегинской строфой»; остав­ляя этот факт без особого коммента­рия, отметим два момента: во-первых, число строф чужой речи в этом произведе­нии минимально (10 строф или менее 16% от их общего числа) – обстоятель­ство, которое не позволяет гово­рить о статистической устойчивости наблюдаемого явления. Во-вторых, эта особенность строфы В.Набокова далеко не единственная, в чем мы будем иметь возможность убедиться, рассматри­вая асимметрич­ность метрико-синтаксических парамет­ров прозаически-говорного интонаци­он­ного типа стиха В.Набо­кова (прозаический стиль поэтического творчества) в отличие от напевно-говорного стиха[4] А.Пушкина.

 



[1] Гармоническими мы называем такие строфы, для которых t ³ 1 – для «Онегинской строфы» таковыми являются строфы, тонический объем Т которых равен 44, 45 или 46 ударных слогов; золотыми мы называем те из них, для которых Т = 45. Отметим, что математическое описание эмпирических кривых выходит за рамки настоящей работы.

[2] «…Сие блестящее произведение исполнено оригинальных красот и прелести необыкновенной». – Пушкин А.С. «Бал» Баратынского // Пушкин А.С. Мысли о литературе. М., 1988. С. 92.

[3] Тяжелыми мы называем такие строфы, для которых Т  ³ 48, а легкими – строфы, для которых Т £ 42.

[4] К основным интонационным типам стиха относятся напевный и говорной, хотя их противопоставленность «не является чем-то абсолютным, а грани между ними – непере­ходимыми». – Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. С. 112. Не ставя перед собой задачу детального описания различий между ритмико-интонационным движением стиха А.Пушкина и В.Набокова и пони­мая всю условность предложенных здесь названий, мы используем два термина (напевно- и прозаически­-говорной стих) только лишь с целью оттенить разницу в ритмико-синтаксической организации строф этих двух произведе­ний, написанных «Онегинской строфой». См. также: Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

Сайт создан в системе uCoz